Выбор съемных грузозахватных приспособлений
Периодически перед сотрудниками множества предприятий, эксплуатирующих грузоподъемные краны, возникает необходимость приобретения съемных грузозахватных приспособлений по мере их износа. При помощи съемных грузозахватных приспособлений производятся строповка, обвязка и зацепка твердых грузов для подъема, перемещения и опускания их в процессе выполнения погрузочно-разгрузочных, строительно-монтажных и других работ грузоподъемными кранами. В условиях рыночной экономики потребители съемных грузозахватных приспособлений ориентируются, как правило, на цену товара, но не следует забывать о другом рыночном критерии «цена – качество».
Потребители нередко сталкиваются с проблемой выбора необходимых съемных грузозахватных приспособлений. Нерешительность в данном вопросе связана с недостатком знаний в применении подъемно-транспортной техники, поэтому имеет смысл напомнить о типах съемных грузозахватных приспособлений и области их применения. В зависимости от назначения, формы, размеров и массы груза, а также условий производства работ кранами используются разные съемные грузозахватные приспособления: стропы, траверсы, клещи, захваты. В большинстве указанных приспособлений применяются гибкие элементы, изготовленные из стальных канатов или цепей, текстильных лент или синтетических нитей. Основная задача данной статьи будет заключена в информировании покупателей о достоинствах и недостатках различных видов гибких элементов съемных грузозахватных приспособлений.
Многолетняя статистика, проводимая на нашем предприятии, производства съемных грузозахватных приспособлениях показывает изменение предпочтений покупателей в выборе того или иного материала. В 80-90-е годы прошлого столетия на 90-95% гибкие элементы съемных грузозахватных приспособлений изготавливались из стального каната, для остального применялась сварная стальная цепь класса качества 3. В новом тысячелетии с появлением на рынке сварных цепей класса качества 8, текстильных лент, синтетических нитей в структуре использования произошли изменения. На сегодняшний день это соотношение по нашим данным выглядит следующим: 60% стальной канат, 25% сварные цепи, 15% текстильные ленты и синтетические нити. В будущем это соотношение будет меняться с уменьшением доли стального каната и возрастанием доли сварных цепей. Такой прогноз основан на соотношении применяемых материалов гибких элементов (75% сварные цепи, 25% текстильные ленты и синтетические нити) по информации наших коллег из Германии, являющейся мировым лидером в области разработки съемных грузозахватных приспособлений. В настоящее время в Германии применяются сварные цепи класса качества 10 и 12 из низколегированных сталей повышенной прочности(100-120 кг/кв.мм),что дает возможность резко снизить материалоемкость и увеличить долговечность съемных грузозахватных приспособлений в сравнении со стальным канатом. Повышению конкурентоспособности будет способствовать уменьшение размеров новых сварных цепей при равной грузоподъемности, что позволяет изготавливать их на небольшом, экономичном, автоматизированном оборудовании в условиях малых и средних предприятий с малыми издержками тогда, как производство стального каната ведется на крупных предприятиях с мощным волочильным и свивальным оборудованием длиной в сотни метров.